Рабочая программа. «История. Россия и мир.10-11кл». О.В.Волобуев.
«История. Россия и мир.10-11кл».: программы для общеобразовательных учреждений/О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 77, [3]c.
Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века. М. Дрофа, 2011 г.
Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. Россия и мир 20 век. М. Дрофа, 2011 г. 11 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для изучения истории в средней школе (10 - 11 классы) - базовый уровень.
Программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по истории, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089.
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по истории на базовом уровне и авторских программ:
«История. Россия и мир.10-11кл» О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев.
Особенности курса истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на базовом уровне. Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю в 10 и 11 классах (102 часа в год в каждом классе, итого: 204 часа).
Цели и задачи изучения курса
Изучение истории на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Задачи курса
воспитательная:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развивающая:
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
образовательные:
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у обучающихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
• способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира.
Межпредметные связи
Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. Учет межпредметных связей в преподавании истории России позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. При изучении вопросов культуры России привлекаются знания из литературы. Важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационнокоммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
При освоении содержания курса отечественной истории старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям: хронологические знания и умения:
• называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
• составлять хронологические и синхронистические таблицы; знание фактов:
• называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; анализ, объяснение:
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
• классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
• объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
• излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
версии, оценки:
• излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
• сравнивать налагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
• высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;
работа с источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду;
— использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;
— проводить поиск необходимой информации в одном или не скольких источниках;
— высказывать суждение о назначении, ценности источника;
— характеризовать позиции, взгляды автора источника;
— сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия