КРАЕВЕДЕНИЕ

ВЕЛИКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ

Вход на сайт

Поиск

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

ВРЕМЯ

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 04.05.2024, 15:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт Гуськовой Е.А., учителя истории
Главная | Регистрация | Вход

Необходимо понять, что история — это не только даты и места, не только имена в пыльных учебниках или экспонаты в музеях, это выбор, который мы делаем. Каждый из нас. Джеймс Сваллоу. История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. М. Сервантес. Лучшее, что мы получаем от истории, это энтузиазм, который она вызывает в нас. Иоганн Вольфганг Гёте
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР


Реализация программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному и патриотическому  воспитанию «Никто не создан для войны» .

 

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания  «Никто не создан для войны» направлена на формирование духовно-нравственных качеств ребенка, рассчитана на три года.

Актуальность и новизна программы: духовно-нравственный кризис, охвативший российское общество сегодня, свел практически к минимуму духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стал духовно-нравственный нигилизм. Совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию сегодня во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Государство озадачено поиском «национальной идеи», которая могла бы сплотить и возродить национальное единство страны. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», такой идеей может стать возрождение чувства патриотизма, основанное на укреплении нравственности и духовных отечественных традиций, «внутренней установке личности поступать согласно своей совести». В условиях  реализации ФГОС программа «Никто не создан для войны» способствует «…формированию российской гражданской идентичности обучающихся»; самоидентификации ребенка  «посредством личностно и общественно значимой деятельности». Методологической основой  Программы «является системно-деятельностный подход, который обеспечивает… активную учебно-познавательную деятельность обучающихся».

Основная цель программы: формирование духовно-нравственных качеств ребенка через знакомство с историческими вехами военной истории России. Особенность  программы, ее новизна  состоит  том, что   предметом, объектом программы выступает человек в своих личностных духовных характеристиках.

Задачи программы:

- раскрыть основные вехи военной истории России 20 века;

- дать определения таким  понятиям и терминам, как честь, доблесть,   верность присяге и воинскому долгу, правда, истина, любовь, надежда, вера, служение, сила духа, воля, подвиг самопожертвования, героизм, совесть,  патриотизм, свобода выбора,  ответственность за выбор, долг;

- научить детей самостоятельно подбирать материал по теме, систематизировать его в форме сценариев к документальным фильмам и лекционного материала;

- вовлекать обучающихся в процесс подготовки и проведения социально-значимых акций.

 По окончанию обучения учащиеся должны:

- знать героические страницы истории Отечества 20 века;

- уметь анализировать события, давать оценку поступкам, проецируя их на себя;

- владеть технологиями работы с материалом по заданной теме;

- уметь работать с документами, формировать сценарии,

- иметь навыки участия в социально-значимых акциях;

- иметь навыки организации выставок, экскурсий в школьном музее,

- принимать участие в муниципальных и областных научно-практических конференциях.

Программа «Никто не создан для войны» предназначена для учащихся общеобразовательных школ, профильных гуманитарных классов  лицеев и гимназий в возрасте 15-18 лет. Работа осуществляется в группах 5 - 7 человек.

Программа может быть реализована как дополнительная к общеобразовательным программам по курсу «История».

  Акцент в программе сделан на практические занятия частично-поисковой и исследовательской направленности.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальные (консультации), групповые (экскурсии, встречи, семинары, конференции).

Формы контроля: отчет, презентация, экскурсия, выставка, эссе по ключевым вопросам курса.

В ходе реализации программы происходит постепенное усложнение  деятельности учащихся, что предполагает научение учащихся и овладение ими технологиями, позволяющими самостоятельно, осознанно делать свой выбор, проявлять свою позицию. Особенность всех проводимых мероприятий состоит в том, что ни одно из них не дает готового ответа на вопросы «зачем», «почему». Роль учителя здесь не учить, а помогать двигаться и искать вместе. Учитель – «поводырь», помощник, а не  «застывшая догма».

Программа «Никто не создан для войны» состоит из 5 основных блоков:

1.Русско–японская война

2.Первая мировая война.

3.Гражданская война.

4.Великая Отечественная война.

5.Афганская и чеченские войны.

По каждому из этих блоков проводится ряд мероприятий, которые охватывают все среднее и старшее звено школы.

Первый блок «Русско-японская война». Оформлена выставка «Русско-японская война в фотографиях и воспоминаниях», которая включила в себя события обороны Порт-Артура, сражение под Мукденом, подвиг экипажа «Варяг» и др. Выставка организована для  учащихся 6-9 классов, 10-11 классов. Лекционный материал готовится совместно с учителем.

Итогом работы по  блоку «Первая мировая война» стало проведение для учащихся 9-11 классов школьной ученической конференции «Забытые страницы забытой войны», которая выявила участников аналогичного мероприятия на муниципальном уровне, а также традиционно  организуется выставка для учащихся 6-11 классов. Для учащихся 5-8 классов старшеклассниками  проводится лекторий.

Изучение темы «Гражданская война» начинается  посещением Областного драматического театра - просмотром спектакля «Белая гвардия». Этот прием используется для включения учащихся в тему, для первых «почему». Одновременно учащиеся рабочих групп подбирают материал к итоговому мероприятию: фото-кинодокументы, вырезки из периодической печати, работа с Интернет-ресурсами  и т.д.Для направления мысли детей, совместно с учителем, подбирается музыкальное сопровождение. Итоговое мероприятие «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала» в виде устного журнала проводится для учащихся 9-11 классов. Завершает блок «Гражданская война» для старших классов - написание эссе по теме «Гражданская война. Победа большевиков?..», для среднего звена - организуется выставка, лекционный материал для которой готовят уч-ся рабочей группы совместно с учителем.

Блок «Великая Отечественная война» открывается подбором материала и подготовкой к очередной выставке по данной теме для учащихся 5-11 классов. Одновременно с этим учащиеся рабочей группы работают в архиве (в нашем случае это архив военкомата) для уточнения списочного состава призванных в ряды РККА и погибших из числа жителей нашего поселка. Благодаря этой работе  у нас в посёлке был открыт памятник погибшим во время ВОВ воинам, было восстановлено имя солдата Сидорова С.В., воевавшего, но умершего в 1975г. Материалы о солдате были опубликованы в районной газете «Заря» (ст. «Вернуть в строй солдата»), а также на сайте Победа.ru. К юбилею Победы учащимися рабочей группы был систематизирован материал об участниках ВОВ и представлен в электронном варианте. К окончанию первого блока по  ВОВ было подготовлено мероприятие «Ты – моя надежда, ты –  моя отрада», которое было представлено для учащихся школы на 23 февраля и для жителей нашего поселка 9 Мая.

Вторая  часть блока «Великая Отечественная война» посвящена теме «Человек и война». В рамках этой части для учащихся 8-11 классов рабочей группой был проведён конкурс стихов  о войне. В результате отбора некоторые из стихотворений вошли в сценарий другого мероприятия «От Кремля до Рейхстага». В это же время была организована работа с советом ветеранов по сбору материалов о солдатских вдовах ВОВ, афганской и чеченской войнах. Были проведены выставки для учащихся школы по теме «Битва под Москвой», «Человек и война». Завершает изучение темы «Великая Отечественная война» написание эссе по тем «Цена Победы или «...мы за ценой не постоим…».

Завершает программу «Никто не создан для войны» блок, посвященный афганской и чеченским войнам. Изучение темы начинается с посещения учащимися 9-11 классов музея Военной истории Кемеровской области. Цель посещения: ознакомительная для всей группы уч-ся, для рабочей группы – сбор материалов по воинам-афганцам и чеченцам. Для реализации этих целей были проведены экскурсии в музей ГУВД по Кемеровской области, в/ч 6607 отряд спецназ «Кузбасс», Кемеровский отряд ОМОН. В рамках исследования темы мною совместно с детьми было проведено 2 круглых стола по темам  «Противоречивость русского характера»,  «Есть такая профессия  - Родину защищать» с участием героев Чеченских войн и героев-ликвидаторов аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате исследования темы был собран материал о погибших и живых героях, наших земляках. Собранный материал был представлен в итоговом мероприятии «Шагнувшие в бессмертие», которое проходило в форме конференции с приглашением героев  чеченских войн из спецназа и ОМОН. Завершает цикл «Афганская и чеченские войны» написание  учащимися 9-11 классов эссе по теме «Иуда современности…Кто он?».

Программа «Никто не создан для войны» прошла  первую апробацию в 2009-2012гг. В настоящий момент можно говорить о ее первых результатах: на исторический факультет  за последние три года поступили 5  человек, трое из них по окончании университета хотят трудиться в школах. Текст программы «Никто не создан для войны» с приложениями размещен на персональном сайте Гуськовой Е.А.

hystoryelena.ucoz.ru

электронная почта gus_71@mail.ru

 

Литература:

1. История российского образования, Розанов, история школы/www.vestnik. edu.ru/rosanov05.html

2. Константинов Н.А., Медынский Е.И., Шабаева М.Ф. История педагогики. М. Просвещение, 1982.

3.Осипов А.И. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции. Искажения христианства/http://azbyka.ru.

4.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6т.Т.1/сост. С.Ф.Егоров. М.:Педагогика,1990,-416с.

 

 


Copyright MyCorp © 2024