КРАЕВЕДЕНИЕ

ВЕЛИКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ

Вход на сайт

Поиск

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

ВРЕМЯ

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 04.05.2024, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт Гуськовой Е.А., учителя истории
Главная | Регистрация | Вход

Необходимо понять, что история — это не только даты и места, не только имена в пыльных учебниках или экспонаты в музеях, это выбор, который мы делаем. Каждый из нас. Джеймс Сваллоу. История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. М. Сервантес. Лучшее, что мы получаем от истории, это энтузиазм, который она вызывает в нас. Иоганн Вольфганг Гёте
ДОКЛАД НА ИОАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ


ДОКЛАД

 

    Реализация программы внеурочной деятельности «Никто не создан для войны»

В наше время проблема воспитания подрастающего поколения стоит наиболее остро. Среди причин этого главная  состоит в том, что  сегодня усиливается разрушение традиционных ценностей. Возникают новые требования к личности и ее социализации, исключающие во многом проявления духовности. В рамках глобализации активно навязываются западные идеалы, происходит уничтожение «кода нации». Наблюдается переоценка роли образования и недооценивание роли воспитания подрастающего поколения.

Процессы глобализации, стирание межпространственных рубежей выступают как возможность унифицирования людей; стирание этнической самоидентификации способствует размыванию таких характеристик как национальность, делает невозможным причислять себя к той или иной культуре, народу. Копирование европейской системы ценностей и ее полное восприятие  ведет к незнанию и разрушению собственных традиций. В 19 веке Ушинский К.Д.  отмечал, что характер и направленность общественного воспитания является продуктом длительного развития нации, который нельзя заимствовать у других народов»(4) В. Розанов, развивая свои идеи говорил о том. что «вне традиций своего народа, вне смысла своей религии, вне целого движения двухтысячелетней истории гражданин, отовсюду изгнанный. образовал идею нового гражданина, фикцию, которая могла бы заключать его общественный договор» (цит. по: 1). В данном случае мы можем говорить об идее интернационализации и глобализации. Согласно системе нравственного воспитания, предложенной Ушинским К.Д. «…воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место в соответствии с основой всей педагогической системы – народностью. Любовь к Родине – наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним», «мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (цит. по:2) Программа духовно- нравственного воспитания «Никто не создан для войны» в первую очередь направлена на формирование духовно- нравственных качеств ребенка, позволяет понять и осознать такие категории как патриотизм, долг, совесть. Верность присяге и воинскому долгу, свобода выбора и ответственность. Программа дает возможность показать на примерах служения Отечеству высшие проявления таких ценностей как любовь, истина, правда, вера, самопожертвование.

Основная цель программы: формирование духовно-нравственных качеств ребенка через знакомство с историческими вехами военной истории России. Особенность  программы состоит  том, что  ее предметом выступает человек в своих личностных духовных характеристиках.

Задачи программы:

- раскрыть основные вехи военной истории России 20 века;

- дать определения таким  понятиям и терминам, как честь, доблесть,   верность присяге и воинскому долгу, правда, истина, любовь, надежда, вера, служение, сила духа, воля, подвиг самопожертвования, героизм, совесть,  патриотизм, свобода выбора,  ответственность за выбор, долг;

- научить детей самостоятельно подбирать материал по теме, систематизировать его в форме сценариев к документальным фильмам и лекционного материала;

- вовлекать обучающихся в процесс подготовки и проведения социально-значимых акций.

 По окончанию обучения учащиеся должны:

- знать героические страницы истории Отечества 20 века;

- уметь анализировать события, давать оценку поступкам, проецируя их на себя;

- владеть технологиями работы с материалом по заданной теме;

- уметь работать с документами, формировать сценарии,

- иметь навыки участия в социально-значимых акциях;

- иметь навыки организации выставок, экскурсий в школьном музее,

- принимать участие в муниципальных и областных научно-практических конференциях.

В ходе реализации программы происходит постепенное усложнение  деятельности учащихся, что предполагает научение учащихся и овладение ими технологиями, позволяющими самостоятельно. осознанно делать свой выбор, проявлять свою позицию. Особенность всех проводимых мероприятий состоит в том, что ни одно из них не дает готового ответа на вопросы «зачем», «почему». Роль учителя здесь не учить, а помогать двигаться и искать вместе. Учитель – «поводырь», помощник, а не  «застывшая догма».

Программа «Никто не создан для войны» состоит из 5 основных блоков:

1. Русско–японская война

2. Первая мировая война.

3. Гражданская война.

4. Великая Отечественная война.

5. Афганская и чеченские войны.

По каждому из этих блоков проводится ряд мероприятий, которые охватывают все среднее и старшее звено школы.

Русско-японская война. Проводится выставка «Русско-японская война в фотографиях и воспоминаниях», которая включает в себя события обороны Порт-Артура, сражение под Мукденом, подвиг экипажа «Варяг» и др. Выставка организована для  учащихся 6-9 классов, 10-11 классов. Лекционный материал готовится совместно с учителем.

Итогом работы по  блоку «Первая мировая война» стало проведение для учащихся 9-11 классов школьной ученической конференции «Забытые страницы забытой войны», которая дала участников аналогичного мероприятия на муниципальном уровне, а также традиционно была организована выставка для учащихся 6-11 классов.

Изучение темы «Гражданская война» начинается с посещения Областного драматического театра  просмотром спектакля «Белая гвардия». Этот прием используется для включения учащихся в тему, для первых «почему». Одновременно учащиеся рабочих групп подбирают материал к итоговому мероприятию: фото-кинодокументы, вырезки из периодической печати, Интернет и т.д. Мною, как учителем,  для направления мысли детей, подбирается музыкальное сопровождение. Итоговое мероприятие «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала» в виде устного журнала проводится для учащихся 9-11 классов. Завершает блок «Гражданская война» для старших классов - написание эссе по теме «Гражданская война. Победа большевиков?..», для среднего звена традиционная выставка, лекционный материал для которой готовят уч-ся рабочей группы совместно с учителем.

Блок «Великая Отечественная война» открывается подбором материала и подготовкой к очередной выставке по данной теме для учащихся 5-11 классов. Одновременно с этим учащиеся рабочей группы работают в архиве (в нашем случае это архив военкомата) для уточнения списочного состава призванных в ряды РККА и погибших из числа жителей нашего поселка. Благодаря этой работе  у нас в посёлке был открыт памятник погибшим во время ВОВ воинам, было восстановлено имя солдата Сидорова С.В., воевавшего, но умершего в 1975г. Материалы о солдате были опубликованы в районной газете «Заря» (ст. «Вернуть в строй солдата»), а также на сайте Победа.ru. К 65-летию Победы учащимися рабочей группы был систематизирован материал об участниках ВОВ и представлен в электронном варианте. К окончанию первого блока по  Вов было подготовлено мероприятие «Ты – моя надежда, ты – моя отрада», которое было представлено а) для учащихся школы на 23 февраля, б) для жителей нашего поселка 9 Мая.

2 часть блока «Великая Отечественная война» посвящена теме «Человек и война». В рамках этой части для учащихся 8-11 классов рабочей группой был проведён конкурс стихов  о войне. В результате отбора некоторые из стихотворений вошли в сценарий другого мероприятия «От Кремля до Рейхстага». В это же время была организована работа с советом ветеранов по сбору материалов о солдатских вдовах Вов, афганской и чеченской войнах. Были проведены выставки для учащихся школы по теме «Битва под Москвой», «Человек и война». Завершает изучение темы «Великая Отечественная война» написание эссе по тем «Цена Победы или «...мы за ценой не постоим…».

Завершает  программу «Никто не создан для войны» блок, посвященный афганской и чеченским войнам. Изучение темы начинается с посещения учащимися 9-11 классов музея Военной истории Кемеровской области. Цель посещения: ознакомительная для всей группы уч-ся, для рабочей группы – сбор материалов по воинам-афганцам и чеченцам. Для реализации этих целей были проведены экскурсии в музей ГУВД по Кемеровской области, в в/ч 6607 отряд спецназ «Кузбасс». В рамках исследования темы мною совместно с детьми было проведено    2 круглых стола по темам а) «Противоречивость русского характера»,  б) «Есть такая профессия  - Родину защищать» с участием бывших выпускников школы – героев Чеченских войн и героев-ликвидаторов аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате исследования темы был собран материал о погибших и живых героях, наших земляках. Собранный материал был представлен в итоговом мероприятии «Шагнувшие в бессмертие», которое проходило в форме конференции с приглашением героев  чеченских войн из спецназа и ОМОН. Завершает цикл «Афганская и чеченские войны» написание  учащимися 9-11 классов эссе по теме «Иуда современности…Кто он?».

Программа «Никто не создан для войны» прошла апробацию в 2009-2012гг. В настоящий момент можно говорить о первых результатах: на исторический факультет  за последние три года поступили 5  человек,

 

Литература:

1. История российского образования, Розанов, история школы/www.vestnik. edu.ru/rosanov05.html

2. Константинов Н.А., Медынский Е.И., Шабаева М.Ф. История педагогики. М. Просвещение, 1982.

3. Осипов А.И. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции. Искажения христианства/http://azbyka.ru.

4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6т.Т.1/сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика,1990,-416с.

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024