КРАЕВЕДЕНИЕ

ВЕЛИКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ

Вход на сайт

Поиск

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

ВРЕМЯ

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 04.05.2024, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт Гуськовой Е.А., учителя истории
Главная | Регистрация | Вход

Необходимо понять, что история — это не только даты и места, не только имена в пыльных учебниках или экспонаты в музеях, это выбор, который мы делаем. Каждый из нас. Джеймс Сваллоу. История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. М. Сервантес. Лучшее, что мы получаем от истории, это энтузиазм, который она вызывает в нас. Иоганн Вольфганг Гёте
ДЕРЕВЕНСКОЕ ДЕТСТВО МОЁ


Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся 

Деревенское детство моё

ВВЕДЕНИЕ

Чем пахнет детство? Как говорит моя бабушка Вик Н.С., ее детство пахнет хлебом из русской печки, пшеницей, рассыпанной в сенях для просушки, травой, по которой бегали за цветами  и лесными ягодами.

В своей работе я хочу рассказать о своем селе, его истории. В настоящее время написаны «Очерки  истории Кемеровского района» и в них содержится информация по нашему поселку, но она имеет характер исторической справки. Я бы хотела «оживить» материал, рассказать о некоторых фактах с точки зрения субъективного восприятия их людьми. Актуальность  темы «Деревенское детство мое» состоит в том, что история поселка показана глазами детей, непосредственных свидетелей и участников  событий, происходивших в стране, области, районе.

Цели работы: 1) показать, что история отдельно взятого населенного пункта – часть истории большой страны;

 2) проследить, как воспринимают и объясняют события в стране взрослые сегодня люди, которые в описываемое время были детьми?

Отсюда задачи работы: описать различные периоды истории  государства и района глазами ребенка, его детского восприятия. Объектом моего исследования является история п. Новостройка, его рождение, становление и расцвет. Предметом исследования являются дети в возрасте 5-17 лет, их субъективные воспоминания. 

Для решения задач, поставленных мною, при написании работы были использованы следующие источники и литература: «Очерки истории Кемеровского района» (Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004г.), архивные материалы по краеведению, хранящиеся в Новостроевской средней школе, очерк по истории Новостроевской средней школы, написанный учителем истории НСШ Гуськовой Е.А., главы из рукописного материала Князева В.Н., потомка одних  из первых поселенцев и жителя п. Новостройка сегодня. К сожалению, архив ОПХ «Новостройка» не может представить документы на многие факты, так как сохранились только ведомости на получение заработной платы. Другие материалы были уничтожены. Это представляет определенную трудность при выборе методов исследования.  Поэтому основной материал, собранный в работе – воспоминания моих родственников.

 Для достижения целей и решения задач моего исследования поисковый метод в данном случае, я считаю, наиболее приемлем, так как он наиболее прост и нагляден в применении:  источниками информации являются мои родственники. Такой выбор объясняется следующим: моя семья была одними из первых поселенцев п. Новостройка, т.е., стояла у истоков рождения поселка, и на протяжении 80 лет место жительства семьи не менялось.

В основу работы «Деревенское детство мое» легла работа бывшего директора Новостроевской школы Бурдиной Л.И. «История п. Новостройка» (арх. НСШ № 119, 1996г.). Таким образом научная новизна работы состоит не только в том, что известные факты истории отображены сквозь призму детского восприятия, но и в том, что при написании работы использован исключительно местный материал.

 

Хронологические рамки моего исследования: 30е – начало 90х годов 20 века. Этот временной отрезок обусловлен следующими факторами:  п. Новостройка был образован именно в 30х годах 20 века, и мы проследим его историю до распада СССР, до образования практически другого государства со своими особенностями и  новым укладом жизни.

Работа «Деревенское детство мое» может быть использована при изучении материалов по краеведению, а так же при рассмотрении темы «Быт и нравы» на уроках истории.

Новостройка в 30-40е годы.

В начале 30-х годов индустриализация страны шла полным ходом: создавались новые заводы. Одним из таких предприятий был наш кемеровский Коксохимзавод. В 1932 году, как подсобное хозяйство для завода, было начато строительство нового поселка, который так и назовут «Новостройка». Для того, чтобы привлечь народ на новое место ездили агитаторы, благодаря которым в Новостройке и появились первые переселенцы: Якименко, Мищенко, …Гуськовы и др. Как вспоминает Князев Василий Николаевич, «…Мать с отцом согласились поехать на эту стройку. Жили сначала в Березово. Мать работала дояркой на животноводческой ферме. Называли ферму Шубина база (по фамилии управляющего). Отец строил жилые дома и скотные дворы на Новостройке…. Для коров мест в коровниках хватало, а вот для людей жилья не было,… в однокомнатной квартире–бараке жили 10 человек. Было очень тесно.… Через некоторое время директор совхоза выделил пиломатериал, и мы построили дом». Постепенно хозяйство разрасталось, совхоз развивался. Стали поднимать целину и сеять зерновые, в основном на фуражное зерно для скота, поголовье которого постоянно росло. Были построены молочный завод, мельница, где готовили комбикорма для скота». В 1937 году в деревне появились первые трактора: «ХТЗ», прицепной комбайн «Коммунар», автомашина «АМО» грузо-подъемностью 1,5 тонны». Первыми трактористами стали Пузь М., Крюков Николай, Мищенко Федор и мой прадед 23 летний Гуськов Федор Михайлович, который стал первым механиком новостроевского гаража (Приложение 1).

Тем временем были построены новые дома. Построили поселковую баню, небольшой клуб, «…электростанцию, двигатель которой работал на мазуте (мазута было предостаточно на Коксохимзаводе)». Поселковая пилорама и столярная мастерская давала возможность изготавливать на месте различные изделия, которые требовались в хозяйстве: окна, двери, бочки, колеса к телегам, сами телеги, сани и т.д. Работала механическая мастерская и кузница, где ковали коней. Кони были и долго оставались основной тягловой силой, поэтому и отношение к ним было особенное. По словам Князева В.Н. «…С девятилетнего возраста мы уже работали на лошадях в совхозе. Возили копны сена, собирали его на конных граблях. На работу вставали очень рано. Только взойдет солнце, мы уже бежим на конный двор: берешь каждый своего коня и…едешь на покос. Работали весь световой день. Когда вечером сдавали лошадей конюхам, шли на речку. Вода была как парное молоко. Мы смывали грязь с себя и долго купались. Усталость смывали водой, и снова чувствовали себя бодрыми и сильными».

Работа взрослых была более тяжелой. Делали все вручную: доили коров, раздавали корм, поили (нужно было «наносить» воды для каждой коровы. На одну работницу приходилось до 20 коров. В день получалось до 100 ведер воды). И, несмотря на это «…люди жили перед войной хорошо, конечно, кто не ленился и не пьянствовал. Жили дружно, хотя приезжали люди в совхоз из разных концов страны. Здесь каждый был на виду у всех. Дисциплина была строгая. За воровство, прогулы  наказывали очень строго, поэтому, может быть, пьянства и воровства не было. Люди не закрывали даже двери на замок, когда уходили на работу».

По словам многих очевидцев – детей предвоенных лет «…люди жили хорошо. Как и должно быть у людей». Как вспоминает Князев В.Н. «…Помню, как встречали Новый год в клубе совхоза (мне было года четыре). Там была поставлена высокая елка посредине зала. На ней было много игрушек и гирлянд.  Я смотрел на нее, как завороженный. Мне даже подарок дали. Это был небольшой кулек конфет. Другим ребятишкам тоже дали подарки».

В канун Великой Отечественной войны в 1940 году в совхозе была организована животноводческая ферма, которая находилась в трех километрах от Новостройки. На ферме было построен коровник на 120 голов и  четыре дома для доярок и скотников. Эту ферму в народе назвали «Базой». Для полной убедительности к слову «база» добавляли фамилию управляющего. Например, «Князева база», «Петрова база». Последнее название, которое это место носит сейчас «Жукова база». Это место и сегодня очень красиво, хотя от бывших коровников и гуртов не осталось ничего. Только, как и прежде там много ягод и грибов, малины и дикой смородины, черемухи. Как рассказывают старожилы поселка, ребятишками бегали там собирать «ягоду клубнику и землянику. Дома мама насушит ее, а зимой получался такой вкусный кисель и компот»!

Великая Отечественная война, как серпом повырывала из семей мужчин и сыновей. Из нашего поселка на войну было призвано 109 человек. Из них не вернулось 60. Конечно же, вся работа легла на женщин и детей.  Работали с утра до вечера,  домой приходили только чтобы покушать и  посмотреть детей. Дети же дома оставались за взрослых:  в обязанности входило накосить и убрать сено, выкопать картошку, прибрать дом, сварить маме покушать, запасти дров. Как вспоминает Князев В.Н., «..жилые дома у нас на Базе отапливались дровами. Угля не было. Мы заготавливали дрова вместе с братом. Заготовить их нужно было очень много: зима- то длинная. Летом пищу варили  прямо на улице на печках – времянках. Топили их разным мусором, кизяками. Это сухой навоз, перемешанный с соломой».

На зиму пропитания хватало, а вот с весной «…в апреле-мае ходили на бывшие картофельные поля собирать оставшуюся с осени картошку. Она была перемороженная и подсохшая. Выглядела неважно. Ее чистили, сушили, толкли в ступке и затворяли молоком. Получалось тесто, почти как из муки. Пекли оладьи. Их почему-то называли «тошнотиками» (моя прабабушка до сих пор не может кушать дранники. По ее словам, уж очень они напоминают  «тошнотики»). Ели их  вместо хлеба. Некоторые носили эти оладьи в город на базар. Там их разбирали очень быстро, ведь в городе в то время было очень голодно».

Работы в совхозе хватало для всех. Как рассказывает моя прабабушка Морозова М.И. «…Мне было 14 лет. Сначала работала на оборонном заводе в Кемерово (завод Прогресс), собирала снаряды; потом попала на Сухую речку, где и проработала до Победы. На быках по полям весной и осенью возили навоз. Дети пропалывали хлеба. «…Выпалывали осот и другие сорняки. Пололи голыми руками. Придешь домой, руки горят от впившихся колючек. Мать давала сметану, чтобы руки намазать. Боль утихала, и руки становились мягкими. А назавтра то же самое. Но зато кое-какие деньги зарабатывали. Хватало, чтобы купить спортивный костюм, брюки, куртку к новому учебному году» (Приложение 2).

Но жизнь есть жизнь. И дети всегда остаются детьми.  В свободное время играли  в «прятки»,  в «жмурки»,  в лапту, «догоняшки» и т.д. Девочки делали себе кукол из различных лоскутков одежды, мальчики делали «трещотки» и мячи «из коровьей шерсти».

По воспоминаниям Князева В.Н., самым любимым занятием было рыбачить и купаться в Томи. «…Выходили из дома ранним утром. Рыбалили почти до вечера. Удочки у нас были самодельные. Удилище из лозы, леска из конского хвоста, крючок из порванной струны от балалайки. И ведь ловилась рыба. Еще как ловилась!». И вода в реке была чистейшая. «Иногда после жаркого дня неожиданно наступала гроза. И мы с речки шлепали прямо по лужам. А вода была теплая, как парное молоко. Воздух после грозы был чистый и свежий, и пахло чем-то таким приятным!».

В 1942 году в Новостройке была открыта начальная школа, как филиал Березовской школы. Было два класса и  только один  кабинет, поэтому учились в две смены. Учебников не хватало. Одна книга приходилась на двух–трех учеников. Уроки дома готовили при свете керосиновых ламп. «Тетрадей в войну не было. Мы делали тетради из бумажных мешков. Писали карандашом, потому что писать на такой бумаге было невозможно. Но мы учились. И учеба шла успешно».

Так как в Новостройке была только начальная школа, в Березово учились старшие классы.

9 Мая 1945 года для всех стал огромным светлым и грустным одновременно праздником. Радость победы и горечь утрат прошла практически через каждое сердце советского человека. По воспоминаниям Князева В.Н. «…люди целовались, плакали, плясали.… Мне было радостно и грустно одновременно. Радостно от того, что дождались Победу, грустно от того, что у меня нет больше отца. Потом я еще года четыре ждал: вдруг отец придет. Были же случаи, приходили фронтовики, хотя на них раньше приходили  похоронки. Но чуда не произошло».

После войны жизнь стала налаживаться довольно быстро. Государству теперь стали сдавать только налог на корову, все остальное оставалось в семье: молоко, мясо, яйца. В 1947 году отменили карточки, и стало возможным продавать излишки продуктов в город. Ходили пешком «километров восемнадцать». На вырученные деньги покупали сахар, конфеты, пряники. Как вспоминает моя бабушка Вик Н.С.,  она очень обиделась на маму, когда в первый раз покушала шоколад: «Дали какой-то кусок мыла»!

Таким образом, важнейшие события истории Советского Союза 30 -40х гг. не оставили в стороне наш поселок. Как вспоминают очевидцы тех лет, благодаря индустриализации в районе появился еще один населенный пункт. Вклад нашего поселка и практически каждого отдельно взятого человека (ребенка)  в  приближение Великой Победы тоже был весомым.

Новостройка в 50-60х годах.

В 50-х годах, при укрупнении колхозов и образовании Совнархозов в деревне опять стало тяжело. Как вспоминает моя бабушка, государству нужно было сдать практически все, что дома  выросло из скотины: шкуру свиньи и ту забирали. Поэтому многие селяне вынуждены были скрывать  от соседей  количество своей живности: в подполье (подпол) растили свиней, кур. Такая ситуация была недолго, и вскоре все вернулось на свои места. Опять можно было держать свой скот: корову, свиней, курей, овец.  Деревенская жизнь предполагает интенсивный труд и летом и зимой. Вставали, как и раньше, с рассветом. Женщины ходили на ферму доить коров. Вместе с мужчинами заготавливали сено, убирали урожай.… Как рассказывает моя бабушка Вик Н.С. (Приложение 3). «Мама с папой приносили домой колхозную пшеницу для просушки. Раскладывали ее на печи и постоянно  переворачивали. Так что дома пахло свежей пшеницей». А в выходные дни практически по всей деревне пахло свежим хлебом. Пекли в русской печке. И хлеб был высокий  и пористый. Практически не портился. «…А после того, как хлеб испечется, можно было там и помыться. Мама ставила в печь тазик с водой, и мы там хлюпались». В сельской местности все на виду друг у друга. Вместе работали, вместе отдыхали. По воспоминаниям моей бабушки,  «…женщины за день наломаются. А после работы идут домой и песни поют». В это время в поселке продолжала работать общая баня. Бабушка рассказывает, что она очень любила ходить туда с мамой: женщины то песни поют, то анекдоты рассказывают. А вечерами начиналось всеобщее гулянье: и женщины и мужчины играли то в  «лапту», то в «из круга вышибала». А утром опять на работу.

В 50-е годы появляются впервые телевизоры. В деревнях,  да и не только, это была диковинка. Немногие были счастливыми обладателями чудо-техники. А посмотреть, пообщаться и обсудить происходящее в телевизоре хотелось всем. Как рассказывает моя бабушка, всей деревней собирались у владельца новинки и вместе посматривали передачи. Каждый просмотр заканчивался застольем с пирогами и блинами для детей, огурчиками и самогоном – для взрослых (выпивали только мужчины). И много-много смеялись…

Переход в «новую эру телевидения» переживали и в нашем поселке. По свидетельству многих очевидцев, аналогичная ситуация с телевизорами была практически в каждом селе.

Деревня, село - это всегда одна большая семья. И неслучайно здесь все помогают друг другу. По воспоминаниям моего деда Гуськова А.Ф., «…людям, кто нуждался, помогали строить друг другу саманные дома. Летом каждое воскресенье делали из самана стены дома. Мешали глину с соломой и укладывали в опалубку на стену. Утаптывали ногами. Как воскресенье - дом готов». «Помню, дядя Коля Бутов не захотел строить такой дом. Он поехал со своими сыновьями в тайгу и напилил там лес. Потом мы сплотили эти бревна в плот и сплавили его по Томи прямо до Новостройки. Вода на реке стояла большая. Катера не было. Сразу причалить плот к берегу было невозможно. Его заякорили на острове, а сами на лодке поплыли за подмогой. Вчетвером еле вытянули плот, хоть и вымокли в холодной воде. А дом дядя Коля построил хороший, рубленный» (Приложение 4).

История страны это и есть история отдельно взятых больших и маленьких деревень и городов, районов и областей…

После репрессий 40-х годов в д. Старые черви появился врач, которого все звали  «кремлевским». Имя этого врача до сегодняшнего дня помнит моя бабушка – Михаил Федотович. «Помогал абсолютно всем. К нему люди приезжали и приходили со всех окрестных деревень: простуда, давление, кости, роды.… Придет по вызову на прием. Назначит лечение, а у людей – то денег не было. Так поедет в город и сам купит что нужно. И плату не возьмет. Так деревенские очень любили и уважали  этого человека: кто гуся принесет, кто яйца – молоко, кто мясо». В начале 60-х Михаил Федотович уехал, но в памяти моей бабушки Вик Н.С. до сих пор живет прекрасный умный образованный интеллигент - Кремлевский врач.

60-е годы мало что изменили  в жизни селян. В начале десятилетия средней школы в поселке не было, поэтому дети, как и прежде, ходили, в Березовскую школу. Как рассказывает моя бабушка Гуськова О.А., «…зимой было тяжело ходить в школу. И занятия заканчивались поздно. А самое главное, мальчишки что постарше  «наваляют» в снегу младших так, что домой приходишь мокрый– премокрый. И дома мама еще заругает» (Приложение 5)

В Березовской школе учились ребятишки не только с Новостройки, но и других соседних деревень. А жили в интернате. Как говорит Вик Н.С. «по-разному жили. Только вот обижать друг друга не было привычки. Пошалить, пошутить – да, а унизить…Такого не было».

Поселок между тем развивался и рос. Росло и хозяйство. Так, возле березовой рощи был заложен сад, который стабильно давал хороший урожай яблок-полукультурок, смородины, малины. На склоне возле березовой рощи было заложено огромное поле огурцов. Как вспоминает моя прабабушка Морозова М.И., это было очень удобно для совхозников: «неурожай собственных овощей был нестрашен. Сходишь в контору. Выпишешь два-три, пять ведер (сколько надо) огурцов и помидоров и проблемы нет». А где сегодня строят новые дома в сторону д. Пугачи находились огромные  помидорные поля. Эти помидоры, как и огурцы,  солили в бочки и по специально сделанным желобам «спускали в Пугачевское озеро». Об этом мне рассказывали мои прабабушки Морозова М.И. и Гуськова А.Г. и мой дед Гуськов А.Ф.

Жизнь поселка и жизнь школы всегда переплетались между собой. Так, в сборе урожая и огурцов, и помидоров, конечно же, помогали школьники. Как рассказывает мой дедушка Гуськов А.Ф. «ребятишками работали на полях. Собирали огурцы. Так их были кучи. И никто  их не брал. Наешься  вдоволь, а потом видеть их не можешь».

В начале 60-х годов в поселок была проложена асфальтированная дорога. А украсили ее лесополосой из кленов, которую закладывали школьники вместе с комсомольцами поселка.

Таким образом, в воспоминаниях детей 50-60 гг. послевоенный период оставил противоречивые чувства: почему в «подполе» растили кур и свиней, дома сушили колхозную пшеницу и кто такой «кремлевский врач» - с одной стороны, и «дома пахло хлебом»,  и «…после работы песни поют», а также ощущение общей защищенности – с другой стороны.

Новостройка в  70-80е.

Конец 60-х - начало 80-х годов  большинство взрослых сегодня людей вспоминают  как наиболее благоприятный для страны период: было все – начиная от продуктов и одежды и заканчивая предоставлением жилья бесплатно. Пусть в совхозной собственности оно находилось, но был смысл работать и никто не мог опасаться того, что можно остаться без крова над головой.

Все шло своим чередом. Крестьяне работали, учителя учили детей, врачи лечили людей. В конце 60-х годов в Новостройке была открыта участковая больница со стационаром на 55 человек. Так по воспоминаниям моей мамы Гуськовой Е.А. (Приложение 6), «иногда даже хотелось там полежать: постоянно давали гематоген из ложечки. Он очень был похож на жидкий шоколад. И вкус у него был такой …добрый».

Новостроевская школа в это время активно начинает путешествовать по Советскому Союзу: Киев, Одесса, Ленинград, Волгоград, Красноярск, Грозный, Нальчик и т.д. Сегодня практически нет в поселке уже взрослого человека, который окончил нашу школу и не побывал  хотя бы в одной из этих поездок. Пожалуй, самая яркая и главная поездка новостроевских ребят – путешествие  на пограничную заставу близ города  Дальнереченск, в закрытую зону, куда без пропуска даже  в город не попадешь (Приложение 7). Все эти поездки полностью финансировали совхоз и НИИСХ, который находится в поселке.

Крестьянский труд, как говорит моя мама Гуськова Е.А., всегда ей казался каким-то загадочным и сказочным: «…Помню, как мы с бабушкой Сидоровой Е.С. ездили на конях на дойку. День солнечный, на дороге пыль, на телеге огромные фляги… Бабуля остановила лошадь, спрыгнула с телеги и тут же у дороги нарвала земляничку. Какая же она была сладкая!!!» Мой прадед со стороны мамы Сидоров С.В. (Приложение 8) в совхозе работал скотником и пастухом. Каждый день на работу прабабушка ему собирала  какой-нибудь туесок, чтоб можно было пообедать: яйца, молоко, огурцы, сало и т.д. Как говорит моя мама, деда с нетерпением ждали с работы: ему обязательно попадался зайчик, который специально для детей передавал по одному - два яичка вареных. Мама все время недоумевала: почему ей никогда не попадался этот зайчик. (Мой младший брат каждый день ждет «зайчика», когда папа приходит с работы. И тоже не понимает: почему он никогда не видит этого гостя.)

В середине 70х годов телефонов в селах было мало. Когда появлялась необходимость позвонить, нужно было идти либо в сельсовет, либо  в контору. Как вспоминает моя мама  Гуськова Е.А.« на конном дворе тоже был телефон. И если надо было позвонить, мы вместе с мамой туда ходили. Там было все так интересно: на стенах висели конские сбруи, стол был сделан из досок. Они были начищены добела. Стояли лавки, длинные – длинные. Телефон был большой и странный: большая трубка и крупный увесистый корпус». Такие же телефоны мама видела потом в совхозном гараже, где мой дед Вик А.Н. работал главным механиком совхоза. «В гараже тогда было много тракторов и машин. Машины в основном были грузовики. Пахло в гараже машинным маслом, бензином, соляркой и людьми. Там постоянно кипела работа: кто выезжал, кто ремонтировал что-то. Праздно слоняющихся по помещению людей не было. Все были заняты делом».

В селах всегда много работали, но и отдыхать умели тоже. Каждый год по окончании посевной практически в каждом совхозе устраивали так называемый «праздник борозды». Как вспоминает моя мама, это было всеобщее гуляние: песни, пляски, шутки, переносная кухня с блинами и кашей. А также здесь чествовали людей, благодаря которым на стол попадает хлеб и молоко, мясо и масло.

Наш поселок всегда был окружен лесочками, березовыми рощами. Женщины вместе с детьми часто ходили туда за лесной ягодой для зимних заготовок: смородина, черемуха, калина. Сушили ее, иногда сдавали в аптеку. Как рассказывала моя мама, она очень любила пареную в русской печке в чугунке калину с сахаром. «Придешь к моей бабушке Вик А.Е., она достанет из печи калину, наложит ее в большую чашку и поставит на середину стола, а мы, ребятишки, только ложками стучим, уплетая вкуснятину».

В 80-е годы практически в каждом дворе держали скот. Встречать скот из табуна, конечно же, было делом ребятишек.  Как рассказывает моя мама Гуськова Е.А. «за коровами ходить очень нравилось. Уйдешь в табун на  час- два пораньше: в речке накупаешься, с ребятишками наиграешься.  И домой придешь усталый и довольный. Мама подоит корову, а ты уже рядом со стаканчиком маленьким: под парное молоко».

Таким образом, в детских воспоминаниях 70-80 гг. жизнь в поселке, а значит, и жизнь по всей стране воспринималась как достаточно спокойное и стабильное время в экономическом и социальном отношении.

Так и жил поселок до 90-х годов. В 90- годы совхоз обанкротился, часть скота пошла «под нож», трехэтажное здание больницы пришло в негодность,  большую часть пашенной земли совхоза продали под строительство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели  жизнь поселка изнутри глазами ребенка. Доказали, что история отдельно взятого населенного пункта - часть истории большой страны.

Важнейшие события истории Советского Союза 30 -40х гг. не оставили в стороне наш поселок. Благодаря индустриализации в районе появился еще один населенный пункт. Вклад нашего поселка и практически каждого отдельно взятого человека (ребенка) в приближение Великой Победы был весомым.

 В воспоминаниях детей 50-60 гг. послевоенный период оставил противоречивые чувства:  непонимание, почему в «подполе» растили кур, дома сушили колхозную пшеницу и кто такой «кремлевский врач» и как он здесь оказался - с одной стороны, и «дома пахло хлебом»,  а также ощущение общей защищенности – с другой стороны.

В детских воспоминаниях 70-80 гг. жизнь в поселке, а значит, и жизнь по всей стране воспринималась как достаточно спокойное и стабильное время в экономическом и социальном отношении.

Проследив становление и развитие  малой Родины в разные периоды жизни государства я пришла к выводу: жизнь государства и жизнь одного, двух, трех отдельно взятых людей есть одно целое. Радость, горе, счастье и боль коснулись и моих односельчан, и моих родственников.  Их судьба и есть судьба России.

Может быть, в моем исследовании и присутствует доля идеализации, но ведь это - детские воспоминания, без экономических и политических кризисов, без политики и госзаказа. Это «идеальные» воспоминания, чистые. То, чего нам сейчас не хватает.

Изменился мир, изменился поселок, изменился уклад сельской жизни. Не знаю, плохо это или хорошо, но чувства, которые испытывали мои родители, бабушки, прабабушки к своей малой Родине  почему, то не оживают в моей памяти. А  своим будущим детям мне очень хотелось бы рассказать «…здесь навеки прописано – «детство», деревенское детство мое»!

 

Список использованной литературы.

1.Бурдина Л.И.История поселка Новостройка, принтерное издание, 1996г,

арх. №119,130с.

2. Гуськова Е.А. Мы мазаны одним миром (из истории  Новостроевской   средней   школы: традиции взаимопомощи и сотрудничества) очерк, 2008г.

3. История Новостроевской средней школы, арх. №158-160.

4. Князев В.Н. История моей жизни. Рукопись, 35 с. 2008г.

5. Очерки истории Кемеровского района. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004, 311с.

 


Copyright MyCorp © 2024